Зачем христианину искусство?

(Интервью с Натальей Гурмеза)

Многие христианские деятели негативно относятся к художественному искусству. И не мудрено. Среди христиан мало писателей, художников и музыкантов, а секулярный мир искусства полон греховных идей, способных отравить сознание христианина. Тем не менее, человек создан ценителем прекрасного.

О сказках, искусстве, Леонардо да Винчи и о том, что такое "христианский" роман, я побеседовала с романистом-прозаиком Натальей Гурмеза. Беседа получилось длинной, но очень интересной. Приглашаю вас ее подслушать:

Зачем христианину искусство?

Биографическая справка

 

Наталья Гурмеза – автор христианской прозы. Ее перу принадлежат романы "Мед на снегу", "Купи мне маму", "Маттиолы – невзрачные цветы" и другие. Родилась в Молдове 3 ноября 1966г. в семье евангельских христиан – баптистов. На данный момент проживает в штате Вашингтон, США. Замужем. Имеет четырех сыновей и двоих внуков.


Наталья, расскажите, что Вы пишете? Кто Ваша аудитория?

Я пишу художественную прозу: рассказы, повести, романы. Они, прежде всего, рассчитаны на женскую аудиторию и предназначены для девушек, женщин-христианок.

Русскоязычные христианские писатели довольно редко пишут в этом жанре. Почему именно романы?

Когда-то, еще будучи девочкой, девушкой, я очень много читала. И естественно, как любая девочка, я искала книги о любви. В то время родители могли быть спокойны за своих детей – ничему "плохому" книги не учили. Цензура в Советском Союзе работала очень старательно, и в романах, повестях не то, что постельных сцены – поцелуев почти не наблюдалось. Поэтому, наверное, воображение читателей было развито сильнее, чем сейчас.

Но с началом перестройки ситуация изменилась. Помню, в конце 80-х мне пришлось быть в Москве, и меня просто ошеломило обилие книг. Прилавки книжных магазинов и палаток на улицах ломились от книжных гор на любой вкус. Не стоять часами в очередях за новой книгой? Не умолять подругу попросить у брата книгу на два дня почитать? Не спрашивать постоянно библиотекаря о романе, переходившем из рук в руки, и никогда не доходившем до своего места на библиотечной полке? Да. И еще раз, да! Я тогда пересчитала свои рубли и купила три переводных романа. Сказать, что прочитав их, я была ошеломлена – ничего не сказать. Я столкнулась с открытой грязью и пошлостью, и мне это совсем не понравилось. Недавно мне довелось услышать, как один пастор приравнял женские романы к порнографии – и я с этим полностью согласна. Но не пугайтесь. Конечно же, не все женские романы порнографические, как и не все фильмы.

Позже, когда я поняла, что могу писать, то одним из первых побуждений моих: писать для женщин о любви. Кто любит читать, будет читать в любом случае – так пусть у читателя будет выбор. Пусть девушки, мечтающие о любви, знают, что есть любовь чистая, светлая, жертвенная, прощающая. Но эту любовь дает только Бог.

Некоторые протестантские церкви относятся крайне скептически к жанру роман. На Ваш взгляд, почему? Что такое для вас "христианский роман"?

Вы задали необыкновенно сложный вопрос. Это один из тех острых вопросов, на которые не существует однозначного ответа в евангельском обществе, поскольку "некоторые протестантские церкви относятся крайне скептически", а порой и отрицательно не только к жанру роман, но и к искусству в целом.

Я бы очень хотела ответить следующим образом: "христианский роман" – это роман, в котором пишется о Христе и о святой жизни Его последователей – христиан. И уверена, именно такого ответа от меня ждут многие. Но ответив таким образом, я бы попросту слукавила перед читателями, я бы сделала "христианское лицо". Т.е. ответила бы "правильно", по мнению большинства.

Да, я христианка. Да, я верю, что Христос по Своей благодати спас меня, сделал меня Своей святой дочерью, и хранит меня в земном следовании за Ним, пока однажды я не увижу Его лицом к лицу. Да, Христос – моя жизнь! Он – моя жизнь, и я никогда не устану об этом говорить и писать.

Но для того, чтобы дышать воздухом, которым Он меня одарил, любоваться природой, которую Он создал для меня, радоваться общению с людьми, которых Он послал мне в жизни, наслаждаться чашкой ароматного кофе или прогулкой по берегу залива, вовсе необязательно кричать без остановки двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю: Иисус Христос! Иисус Христос! Иисус Христос! (Хотя признаюсь Вам, бывают дни, когда мне очень хочется именно так делать. Но я не кричу, нет, я просто говорю про себя, или тихо, в зависимости от того, какое это время суток и где я нахожусь "Иисус – Ты моя жизнь! Иисус – Ты моя слава! Иисус – Ты мое спасение!")

Быть христианином – значит жить Христом в любом месте, в любое время, в любых обстоятельствах. Быть христианином – значит настолько сильно и неразрывно быть соединенным со Христом, что все, чем вы окружены и чем живете, совершенно естественно для вас вытекает от Него и существует в Нем. Без Него смысла нет ни в чем. Без Него нет воздуха, цветов, детей, любви, дружбы, церкви. Все это, конечно, существует в физическом мире, но обладание чем бы то ни было без Христа, лишено изначальной своей ценности и значения.

Так вот, будучи христианкой, я смею заявить, что нет христианского романа. Нет христианской литературы, кинематографа, музыки, живописи. Нет христианского или нехристианского искусства. Есть Искусство.

Является ли знаменитая "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи христианской картиной? А скульптура "Оплакивание Христа" Микеланджело? А исполняемые в церквах произведения Петра Чайковского тоже христианские? А почему натюрморт Ван Гога "Подсолнухи" и картину Николая Дубовского "Морозное утро" нельзя назвать христианскими? Почему "Братья Карамазовы" Федора Достоевского с длинными описаниями событий и сложными рассуждениями является христианским, а "Моя семья и другие звери" Джеральда Даррелла нехристианской, хотя она полна чудесных и забавных историй из жизни людей и животных, созданных Богом? Почему фильм "Титаник" нельзя назвать христианским, хотя главный герой в фильме жертвует жизнью ради любимой, а "Ной" – изначально назван нехристианским, хотя поставлен по библейскому сюжету?

Мой ответ несколько пространен, простите. И похоже, я задаю больше вопросов, чем отвечаю сама. Но я лишь пытаюсь объяснить, что роман не станет "христианским", если его приукрасить религиозными терминами или облечь в слова, передающими духовность. Наличие Христа и описание христианской добродетельной жизни не делает произведение искусства христианским.

Термин "христианский" относится не к творению, а к творцу, т.е. писатель-христианин, создал произведение, в нашем случае, роман. Например, мои читатели знают: "Наталья Гурмеза – автор христианской прозы". Это звучит замечательно и понятно, но не совсем верно. Правильнее было бы: "Наталья Гурмеза – христианка, автор художественной прозы." Так что, могу сказать, что "христианский" по отношению к произведению – это условное название. Называя роман христианским, мы поясняем потенциальному читателю, что скорее всего речь в романе будет идти либо о Боге Христе, либо о жизни, морали и духовности Христовых последователей. Хотя и не обязательно именно так должно быть, и как самый простой тому пример, "Хроники Нарнии" Клайва Стейплза Льюиса.

Все-таки, на Ваш взгляд, почему многие христианские руководители негативно относятся к художественному искусству? Книги, фильмы, все, что является выдумкой, автоматически поддается осуждению. Те же "Хроники Нарнии" не одобряются не только пасторами славянских церквей, но и многими родителями-христианами.

На эти вопросы нет однозначного ответа. Если уж на то пошло, то и басни Крылова, дающие читателю нравственные уроки, и аллегорическое повествование "Путешествие Пилигрима" Джона Буньяна, считающееся классикой христианской литературы, тоже являются вымышленными.

Родители любят своих детей и вполне естественно, желают им только хорошее и по мере родительских сил и возможностей защищают от всего разрушительного. Если родители решают читать своему ребенку только Библию, или библейские истории, или истории, сюжеты которых поставлены на библейские темы и учат библейским истинам, то это совсем неплохо. Но в таком случае родители должны объяснить ребенку и научить его, почему Библия является главной книгой для христиан и почему нельзя читать художественную литературу.

Перед ребенком рано или поздно обязательно встанет выбор, что смотреть, куда идти, что слушать. Для того, чтобы он сделал правильный выбор, наткнувшись на спорное мнение, он должен знать Истину. Родители должны научить его этой Истине.

Если человек читает только Библию и ему хватает этого – прекрасно. Никакого осуждения со стороны христиан, читающих дополнительно художественную литературу не должно быть, точно так же, как не должно быть осуждения со стороны христиан, решивших на протяжении жизни пользоваться одной только Библией.

Но, по собственному опыту я могу сказать вот что: 1) Те, кто действительно в смирении и с молитвой занимаются изучением Библии, никогда не скажут, что посмотреть фильм или прочитать художественный роман является грехом. Точно так они не подгоняют все искусство в разряд дьявольщины. 2) Те же, кто шумно и с пафосным гневом выступает против художественной литературы и подвергает ее огульной критике, как правило, не читают даже Библию. Вы не сталкивались с таким феноменом?

Помню, я слышала, как один молодой человек, закончивший школу, хвастался перед христианской молодежью (это было в 80-е годы), что на выпуском экзамене по русской литературе он не смог прочитать даже несколько строк, но экзаменаторы, пожалев его, поставили ему проходной бал, чтобы только он смог получить аттестат зрелости. Позже молодой человек стал пастором. Тут включите все свое воображение, и представьте себе, чему безграмотный пастор, и что самое главное – не прилагающий никакого усилия, чтобы исправить это положение, может научить свою паству, если он из-за кафедры говорит о том, что Зоя Космодемьянская сражалась в Молодой гвардии, и что лань у потока, это "такая птаха с большими крыльями". Я ни в коем случае не пытаюсь всех грести под одну гребенку. Было время в нашей стране, когда умение читать считалось счастьем или привилегией.

Но нельзя жить в современном мире и считать Прибалтику страной. Нельзя общаться с людьми и не знать, что депрессия – это психическое заболевание, а не недостаток веры. Нельзя в наши дни думать, что высокие технологии от дьявола, а значит к компьютеру даже близко нельзя подходить. Не предавайте анафеме то, что вы понять не в состоянии, слишком много подобных ошибок на счету церкви. Больше читайте, восхищайтесь, критикуйте, анализируйте, сомневайтесь, задавайте вопросы, ищите ответы, развивайте интеллект – одним словом, живите так, чтобы и через ваш ум был прославлен ваш Творец и Спаситель, Иисус Христос, ибо ум – это часть вас, а вы принадлежите Христу.

Нужно ли христианам искусство? Зачем? Какую роль оно играет?

Мы верим в неувядающую истину о том, что наш Господь – это величайший Художник, Творец, Мастер, который создал удивительный и невообразимый по своей красоте и великолепию существующий мир, звездные галактики, нашу Вселенную, планету Земля. Рассматривая, изучая, думая о красоте, нас окружающей, понимаешь, насколько же великим и потрясающим Создателем является наш Бог.

Люди созданы по образу и подобию Божию. Это значит, что одним из качеств, которым нас наделил Бог, является способность творить. Каждый человек творит: кондитер – торт, модельер – платье, архитектор – дом, композитор – музыку, автор – роман. Каждый мастер вкладывает в свое творение какой-то смысл, пытается донести до зрителей и слушателей свои мысли, идеи, размышления.

Нельзя просто так отмахнуться от мировой литературы на том основании, что в ней много грязи. Я согласна – грязи много, как и достаточно много пустоты. Да, мы должны хранить себя в чистоте, да, мы должны убегать от греха, да, если есть хоть малейшая возможность уберечь себя от грязи – мы неизменно должны это делать. Но если мы будем шарахаться от каждой книги, как от прокаженной, боясь "заразиться грехом", то на что будет похожа наша жизнь – жизнь свидетелей Христовых? Нельзя жить в мире, заточив себя в социальный вакуум. Христос не отправил нас в монастырь – Он послал нас в мир. Как мы не можем отгородиться – мы просто не имеем права отгородиться – от воров, лгунов, проституток и насильников, чтобы остаться чистенькими и святыми, точно так мы не можем отгородиться от искусства, созидаемого людьми. Невозможно быть радостным, зрелым и мудрым учеником Христа, свидетелем Евангелия и не знать, о чем думают и говорят в обществе. Как мы можем помочь людям, если мы изначально относимся к ним отрицательно и даже не удосуживаемся услышать их и понять их боль, стремления, мечты?

Через какой фильтр Вы пропускаете фильмы, которые Вы смотрите и книги, которые читаете?

Прочесть книгу или посмотреть фильм, это все равно, как встретиться с человеком. Вам встречаются разные люди: веселые, умные, серьезные, злые, глупые. С кем-то вы хотите чаще встречаться, с кем-то вам неприятно, с кем-то легко, с кем-то мимолетом соприкоснулись и забыли, знакомство с другими запомнилось на всю жизнь.

В этом плане я применяю к себе слова Апостола Павла, которые он обращает к Коринфянам: "Все мне позволительно, но не все полезно… ничто не должно обладать мною." Если перед вами выбор: пойти на служение или остаться дома, потому что вы устали, а заодно и посмотреть фильм, навестить старенькую сестру или почитать роман, то этот вопрос даже не подлежит обсуждению. Еще раз повторюсь, прочтение книги или просмотр фильма не является для христиан приоритетом. Книги и фильмы, как и все искусство, не должны обладать нами – мы ими обладаем.

Что касается меня лично, то отмечу два момента: 1) Интересный фильм может захватить мое внимание и отвлечь от более важных дел, поэтому, я никогда не смотрю сериалы. 2) Не смотрю и не читаю откровенно грязные в сексуальном плане произведения.

На какую тему писать сложнее всего?

Сложнее всего писать правду. Никто из живущих ни захочет выставить на экран для всеобщего обозрения свои мысли и желания хотя бы за один прожитый день. Человек настолько греховен, что никогда не расскажет о себе все, не поделится с другими тем, какие страсти бушуют в его сердце. Если он и попытается выразить словами хотя бы малую часть того, о чем думает и с какими гнусными идолами борется, то и это будет представлено то ли с юмором, то ли выставляя других в негативном свете, чтобы показать себя жертвой или "незначительным" грешником.

Как к Вам приходят идеи для новых сюжетов?

Из жизни: что-то вижу, слышу, чувствую. Что-то мне нравится, что-то – нет. И в ответ на увиденное, услышанное и прочувствованное появляется сюжет.

Какие темы Вы освещаете в своих книгах?

Это отношения людей с себе подобными, события в обществе, бытовые сцены, размышления, и конечно, любовь между мужчиной и женщиной.

У Вас есть христианские писатели, у которых Вы учитесь?

Я не сказала бы, что я учусь у них, но именно Клайв Стейплз Льюис и Джон Пайпер – два любимых мною мыслителя и писателя, показывают мне, как не идти на компромисс, не поступаться библейскими принципами и как страстно, честно и настойчиво провозглашать того, в кого веришь. Я люблю читать этих двух великих писателей, хотя скептики укажут мне, что они пишут не совсем художественную прозу.

Есть ли у Вас творческие планы? Над чем Вы работаете в данный момент?

На сегодняшний момент я пытаюсь решить вопрос с публикацией книги "серьезной", как я ее называю. Эту книгу я написала для моих сестер, христианок, которым кажется, что в каждодневной суете и заботе о муже и детях, они потеряли цель своей жизни, заблудились, отдалились от Бога. Эта книга, под рабочим названием "Как женщине-христианке реализовать себя", далась мне очень сложно, с горячими слезами и частыми молитвами, с неоднократным желанием все бросить и вернуться к "простому" роману.

Что, кстати, я и собираюсь сделать. Как только решится вопрос с издательством этой книги, я вернусь к новому роману, который написан уже на треть.

Какая художественная книга произвела на Вас наибольшее впечатление?

Такой книги нет. Вернее, есть, но не одна, и не только художественная. Есть книги, при прочтении которых чувства особенно обостряются, мозг настолько сильно работает, перерабатывая прочитанное, что буквально заставляет ум кипеть и ты не можешь думать ни о чем другом. Это опасное состояние, поэтому повторюсь, очень важно, что мы читаем.

Если вспомнить мои самые яркие впечатления от прочитанных книг, то ясно помню себя, 7-ми летнюю, рыдающую над описанием смерти Евы, которая вполне могла быть моей подружкой и несчастной жизнью раба Тома из "Хижины дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу, и реальная паника от возможности быть укушенной ядовитой гадюкой из "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона" Артур Конан Дойла. "Камо грядеши" Генрика Сенкевича просто потряс меня развитием отношений воина Марка Виниция к прекрасной заложнице Лигии во времена гонений первых христиан. "В круге первом" Александра Солженицына я прочитала лишь половину первой книги и потом просто не смогла. Мне было страшно. Действительно страшно со стороны наблюдать за героями и видеть их безвыходное состояние. Из последних художественных произведений меня зацепила "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева. Читая первые несколько страниц, я смеялась до икоты, потом стало настолько жутко от реальности происходящего, что мурашки по коже поползли. Поразила меня книга Джона Пайпера "Сладкое и горькое провидение" (John Piper "Sweet and Bitter Providence"). Это удивительная книга о любви Руфи и Вооза и суверенности Бога. Я бы причислила эту книгу к художественному роману, настолько она легка и доступна для понимания, хотя автор очень мощно показывает богословие. Книга Ноэли Пайпер "Верные женщины и их необыкновенный Бог" (Noël Piper "Faithful Women and Their Extraordinary God") заставила меня плакать и смиряться перед Богом, Который любит своих дочерей и благословляет их. Жизнь и свидетельство пятерых женщин, описанных в книге, говорят о величии, мудрости и заботе Бога, даже если со стороны нам кажется, что это не так. Этих двух книг, насколько я знаю, еще нет на русском языке, но как только появятся, я настоятельно советую к прочтению.

Чем Вы любите заниматься в свободное время?

Читать, писать, смотреть исторические мелодрамы, играть с внуками, гулять под дождем.

К сожалению, свободного времени маловато…

Наталья, большое спасибо за Ваше время и интересные размышления.

  1. Спасибо за замечательное интервью и поднятую тему! Очень ценные рассуждения, которые пригодятся в обсуждении сей тематики – говорю как пастор церкви. Можно вспомнить идею Лютера о “масках Бога” – как христиане служат Богу своими земными профессиями – ведь, в конечном итоге, писательство – та же специальность, просто не очень частая и – конечно же – особенно среди христиан.