Женщины на обочине церквей

Несколько месяцев назад, в моей новостной ленте стал мелькать видеоклип под названием "Женские стереотипы". Представительницы прекрасного пола активно восхищались и делали перепост. Поскольку я предпочитаю печатный материал и видеоклипы смотрю крайне редко, этот ролик я случайно удосужилась увидеть совсем недавно, когда он вновь всплыл в одной из социальных сетей.

Спикер безусловно поднимает правильные вопросы, и на первый взгляд, как будто говорит о правильных вещах. Однако тон видео, да и сам ролик вызвал во мне тревогу о том, каким образом "правильные" истины насаживаются в умы христианок. Выступая против ряда небиблейских позиций, касательно женской личности в современном мире, оружием стало неприкрытое осуждение конкретных медийных личностей и тех, кто в чем-то на них похож. Помимо костюмов Хилари Клинтон, осуждению подверглись незамужние и бездетные, карьеристки и творческие личности. Намерение верное – уберечь христианок от небиблейских идеалов, но без единой библейской мотивации и объяснения цели: быть похожими на Христа.

Женщины на обочине церквей

Наибольшая опасность подобного подхода заключается в создании двояких стандартов и общественных стереотипов, которые бывают страшнее голливудских. Церкви кишат стереотипами. Поневоле в умах возникает имидж идеальной "правильной" христианки: она обязательно вышла замуж, родила не менее троих детей и созидает свой дом. Ее дети обязательно здоровы, воспитаны и хорошо учатся, лучше на домашнем обучении, ведь мама не работает. Все, что выходит за рамки этого шаблона подвергается немедленному осуждению. Работающие женщины становятся осуждаемыми "Опрами Уинфри", а элегантно одетые девушки – презираемыми "Анджелинами Джоли". И если к нам в церковь придет "Ангела Меркель" в деловом костюме с ярким макияжем – свят-свят-свят! А потом удивляемся: почему в общинах так мало новообращенных из мира?

В церквях естественно создается социальная градация. Те, кто подходит под нарисованный шаблон создают костяк, который одобряется всеми. Темы конференций и бесед на домашних группах подбираются под эту идеальную прослойку. О тех, кто в эту прослойку не входит, либо думают со снисхождением, либо не думают вообще. Глядя на взрослую незамужнюю девушку, все как бы понимают, что ее одиночество, возможно, вовсе не ее "вина", но в подсознании невольно возникает мысль: "ну, почему-то она не вышла же замуж, значит с ней что-то не так".

Создавая собственные стереотипы, церковь ничем не отличается от мира. Возможно эти стереотипы высокоморальны, но они точно так же порождают осуждение дивиантных групп – всех тех, кто отличается от общепринятого стандарта. А вы знаете, что в церкви есть одинокие женщины и мужчины, вдовы и разведенные? А вы знаете, что в церкви есть инвалиды и их матери, уже давно привыкшие к осуждающим взглядам? Их редко увидишь на домашних группах и на первых скамьях. Они выброшены на обочину церкви. И не нужно осуждать и удивляться, почему Таня (Катя, Валя, Света…) так до сих пор и не нашли себе домашнюю группу – ах, какие не ревностные!

Да, мы принимаем инвалидов, как Ник Вуйчич и Джони Эрексон, мы принимаем и не осуждаем одиноких, как Ненси Лей ДеМосс (и она-то вышла замуж, в конце концов!). Мы признаем и не осуждаем тех, которые выбились в люди и чего-то достигли. А где та мама, которая боится приходить в церковь из-за того, что на ее сына с синдромом Дауна косо смотрят? А где девушки, которые не идут на домашнюю группу, чтобы избежать бесконечных вопросов "ну, когда уже замуж?" Вы с ними знакомы? Пытались с ними подружиться, или предпочитаете оставаться в комфортной атмосфере собственной социальной прослойки? Мы не умеем принимать и любить инакомыслящих. Успешная женщина – живет небиблейскими ценностями. Бездетная – себялюбивая грешница.

Наслушавшись "правильных" проповедников и начитавшись хороших книг, мы создали себе картинку идеальной христианки, идеальной семьи, идеальной церкви. Или по-нашему, или никак. А церквей идеальных не бывает. Не бывает идеальных людей. Если бы к нам в церковь попала Руфь-Моавитянка, Христос бы так и не родился. Возможно, мы не побили бы ее камнями, но Вооза среди нас для нее точно не нашлось бы.

Печальная картина. Хорошая новость заключается в том, что мы должны и можем это изменить. Это не вина проповедников, не вина пасторов и церквей в целом. Это наша собственная ответственность, наше личное отношение. Наилучшим учебником по отношению к людям является Библия, лучшим протагонистом – Христос. Он принимал и богатого успешного Никодима, и ненавистного сборщика налогов Матфея, и призираемую всеми блудницу. Он не искал места в удобных слоях социального общества, Он шел к изгоям на обочине, принимал их и любил.

Еще я заметила интересную закономерность. Поддерживают обездоленных те, кто сам прошел через трудности и страдания. Нуждающимся помогает тот, кто сам был в нужде. Это тревожный звонок. Давайте учиться состраданию у Христа в теории, пока жизнь не выбросила нас на обочину, чтобы преподать практический урок.

  1. Есть такие горькие корни, сегодня на собрании пускали листочки!

  2. Спасибо Маргарита. Действительно в русских церквах эта проблема существует. Кстати больше осуждают (как я заметила) те, кто слишком высоко о себе думают, а уж если кто-то до их стандартов не дотянул, таковые люди (и причем их дети) оказываются на обочине. Слышала и такое: твои дети на домашнем обучении? Нет? – ах жаль.

    А уж самой приходилось испытывать на себе осуждающие взгляды не раз: где твой муж? Столько лет одна? – и начинают втирать свои нравоучения не зная даже и грамма из моей ситуации. А я и не собираюсь всем встречным рассказывать. Это – моя боль, и кто не пережил предательства в своей жизни, не поймет. Лучше бы просто молились и просили Бога дать сил и мудрости, ведь одной воспитывать детей и работать на полную ставку непосилам.

  3. Замечательные мысли, спасибо Маргарита. С одним не согласен. Это проблема существует как раз по вине пасторов, проповедников и всех мужчин церкви. Божье повеление для мужчин, это заботится о слабом и беззащитном, о хрупком и ранимом. Это понять вложенное Богом в каждую женщину стремление к прекрасному и возвышенному.

    Но увы… Хамство, грубость, превозношение и даже женоненавистничество стали вершиной личной духовности и церковной добродетели. А против такого церковно-мужского лома ни у какой женщины никогда не было и не будет приёма…

    Только когда Христос прикоснётся, и изменит грешное сердце и помрачённый религиозный разум, братья станут способны смотреть на сестёр Божьими глазами, и видеть в них прекрасных Божьих дочерей, которых Бог просто на время доверил их мужской охране и заботе.

  4. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога(1 Иоан.4:7).
    Когда-то Ноеминь приняла своих невесток с любовью несмотря на их моавитский вид, манеры, идолопоклонство…
    Она знала Бога, и они поверили в это, видя ее жизнь, не хотели расставаться с ней. Думаю, что Руфь захотела быть похожей на свекровь добровольно, и вначале именно потому, что была любима ею.
    Мне многое не нравилось в моем бывшем муже (в прошлой жизни), в моих детях, я безрезультатно пыталась их менять, раздражалась…Теперь-то я знаю, что любила только себя, искала своего…

  5. Ну а что за пример с Руфью? Что в ней не так было? Что она моавитянка? Но ведь вела она себя не как моавитянка. Руфь была смиренной, доброй, кроткой женщиной. За что в нее камни-то кидать? Почему бы Вооза не нашлось? Много ли сегодня таких христианок? А вот всяких “ангель меркель” и так хватает.

  6. Это все не правда. В нормальной церкви нет такого, никаких стереотипов там не навязывают, это лишь домыслы и не правильная субъективная оценка противников церкви!!! Да, в церквях есть добрые бабушки, которые могут и осуждают, но это вовсе не значит что осуждает церковь! Церковь не отвечает за отдельно взятых людей. Можно всегда подойти к настоятелю или священнику и задать ему вопросы, он конечно не одобрит если вы придете в мини юбке или шортах, но и осуждать не станет, просто скажет “доченька, ты в следующий раз приходи в юбке подлиннее и платочек надень и приходи, мы ждем тебя, наши двери открыты для тебя”! Вот так говорят в нормальных храмах и церквях, которые от Бога, и священники, которые действительно служат с чистым сердцем! Но даже если вам и нагрубили, не торопитесь осуждать сами, подойдите ещё раз, обличите этого священника и скажите как он не хорошо с вами поступил, он тут же извинится и исправится. Они тоже люди и в них есть человеческий фактор. Так что не судите и не судимы будете!!!!!!! С Богом! Это самое важное и главное в жизни!

  7. Спасибо за честность и насущность!!! Да будет в нас ЛЮБОВЬ ХРИСТОВА!!!