Бестактность: грех или недостаток воспитания?

Галантность, деликатность, этикет – слова, которые, к сожалению, редко ассоциируются с христианством. Для многих верующих людей это что-то размытое, напыщенное, эфемерное – остатки буржуазии, пережитки английской аристократии. Известно, что вежливости можно научиться. Детям с малых лет прививают базовые навыки поведения в социуме, ибо без этого не выжить. А можно ли научить чувству такта? Тактичных, чутких к переживаниям других людей так мало, что кажется, с этим чувством рождаются, как, например, со склонностью к математике или искусству.

Бестактность: грех или недостаток воспитания?

Люди подвержены бестактности независимо от религиозных убеждений. Однако, почему-то в христианстве бестактность часто не считается крамольной. Люди по отношению к которым проявляется бестактность считают ее досадным недостатком, а те, кто ее проявляет – открытостью, христианской простотой, прямолинейностью и беспокойством о благе ближнего. Удивительно, как мало христиане думают о брошенных мимоходом фразах и словах. Ничего нет проще мельком взглянуть на чужую ситуацию и вынести суждение или дать совет.

— Ты не можешь похудеть потому, что у тебя проблемы с гормонами. Бедная. Ничего, полные тоже замуж выходят…
— А что с вашим ребенком? Наверное, прививки делали? Вам нужно срочно к доктору такому-то…
— Когда ты выйдешь замуж?

Вопрос задают не задумываясь, в купе с "как дела?" и "что нового?", возможно, искренне переживая за благополучие безбрачных. Полагаю, что вопрошающие сами не знают, что ожидают услышать в ответ. Подробности личной жизни? То, что никто не предлагает? О том, что девушка плачет ночью от неразделенной любви?

— Почему у вас нет детей?
— Вы хотите деток? Или не можете? Может кого-нибудь усыновите?
— Вы хотите второго (третьего, четвертого, и т. д.)?

Какой ответ ожидают? Оправдания? Планы на будущее? Медицинские подробности?

Ну, и коронные комментарии о весе, которыми не брезгуют даже самые посторонние люди. О том, "почему не можешь похудеть", большинство научилось не спрашивать, хотя, как отмечено выше, встречаются и такие. А вот "почему такая худенькая", или "почему мало ешь" – интересуются с удовольствием. "Тощая". "Сухонькая". Возможно, думают: раз "не толстая" – значит комплимент, хоть и произносится он жалостливо-снисходительным тоном.

Каждый такой комментарий, каждое необдуманное слово, для кого-то подобно раскалённой стреле, которая может убить.

Итак, грех ли бестактность, или просто недостаток воспитания? Рассмотрите этот вопрос внимательно и сделайте вывод сами.

Бестактность часто продиктована любопытством

В большинстве случаев, бестактность проявляется без намеренного желания унизить или огорчить собеседника. Однако, если внимательно посмотреть на мотивы подобных вопросов – они продиктованы далеко не благими намерениями. Давайте будем честными. Зачастую, такие вопросы задаются из чистого любопытства. Толковый словарь Ожегова описывает любопытство, как "…мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям". Это бессмысленный интерес к знаниям, наличие которых располагает к сплетням. Писание не одобряет любопытство. Более того, оно ставит его в один ряд с праздностью и болтливостью:

"…они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно." (1 Тим 5:13).

Поэтому, вопреки расхожему выражению "любопытство – не порок", можно с уверенностью утверждать, что любопытство – это порок, который порождает другие пороки.

Бестактность – это неуважение к личной жизни ближнего

Проявляя бестактность в любой форме, будь то слишком личный вопрос, невежливость или отсутствие базовых навыков этикета, люди проявляют неуважение к ближнему. Писание ясно говорит о том, что христиане должны уважать друг друга.

"будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;" (Рим 12:10).

В украинском переводе Огиенко стоит слово "випереджайте", то есть "опережайте". Опережайте друг друга в проявлении почтения. Соревнуйтесь в этом! Бестактность не думает о том, чтобы проявить почтение и не уважает чужую личную жизнь. Поэтому она является неприемлемой в христианской среде.

Бестактность причиняет боль ближнему

Писание неоднократно говорит о проявлении любви к ближнему и о том, чтобы мы поступали с ближними так, как желаем, чтобы они поступали с нами. Хочу ли я, чтобы мне причиняли боль бестактными вопросами и замечаниями? Поставьте себя на место ближнего. Вы не знаете его обстоятельств. Вдруг ваш праздный вопрос причиняет боль? Павел ясно пишет, что мы должны говорить только добрые, созидающие слова, которые доставляют благодать.

"Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим." (Еф 4:29).


Поэтому, перед тем, как задать праздный личный вопрос, или бездумно прокомментировать чью-то внешность, или чьи-то обстоятельства, задайте себе следующие вопросы:

1. Является ли вопрос, который я хочу задать простым любопытством, ответ на который можно потом с интересом обсудить с другими?
2. Проявляю ли я непочтение, или неуважение к своему собеседнику (даже косвенно) своими словами?
3. Может ли мое замечание/вопрос причинить боль моему ближнему?

Если вы ответите утвердительно хоть на один из этих вопросов – ваш предполагаемый комментарий, вопрос или замечание будут бестактными и вам лучше промолчать.


Недавно прочла секулярную статью о том, как отвечать на бестактные вопросы. Автор откровенно советует ставить хамов на место, отвечая той же монетой. Для христиан такой подход, понятно, неприемлем. Однако проблема бестактности существует среди христиан и требует разрешения. В следующей статье я попробую рассмотреть, как христианам правильно реагировать на бестактные вопросы. А сегодня, хочу смотреть лишь на свое сердце и проверять себя перед Господом, чтобы научиться быть чуткой и внимательной к окружающим меня людям.

  1. Действительно, какой ответ ожидает человек на свой бестактный вопрос. Явно это не проявление сочувствия. Спасибо Маргарита, жду продолжения.

  2. Очень интересная проблема освещена. Действительно нужно сначала подумать, а потом может и промолчать, не лезть в душу. Не совать нос в чужие дела. Очень интересно продолжение. Жду.

  3. Библия предусматривает возможность воспитывать бестактных/ глупых, нужно по ситуации рассудить, имеет ли это смысл:

    “Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.” (Притчей Соломоновых 26:4-5)