Ареопаг в сети: блоги и блогеры

(Интервью с Алексеем Прокопенко)

Сегодня интернет кишит разнообразной информацией. Обычные люди могут не только получить различные точки зрения из многочисленных источников СМИ, но и сами стать генераторами информационного потока.

Любой человек, способный пользоваться мобильным телефоном и интернетом, без труда становится фотографом, журналистом и издателем в одном лице. Появилось большое количество блогеров, пишущих о еде, путешествиях, политике, искусстве и религии. Блоги стали не только частными дневниками, доступными для глаз посторонних, но и своего рода дискуссионными площадками и клубами по интересам.

В этом есть свои плюсы и минусы. Найти качественный материал нелегко, а создавать его еще труднее. Ведя блог, я столкнулась с различными взглядами, вопросами и мнениями касательно блогерства. Что такое блогерство? Какую роль оно играет в христианстве? Как реагировать на разнообразие мнений, хамство и конфликты в сети? Стоит ли вступать в виртуальные рассуждения на горячие темы? Почему так много христиан проигрывают борьбу за смирение в киберпространстве? С этими вопросами я обратилась к Алексею Прокопенко, христианскому автору, пастору и блогеру с 10-тилетним стажем, и он любезно согласился побеседовать на эту тему. Блог Алексея уникален тем, что является одним из немногих русскоязычных ресурсов в своем роде. Алексей не только знаток по части Ветхого Завета, автор многочисленных книг и публикаций, но и замечательный аналитик и интересный собеседник, простой и доступный в общении.

Алексей, спасибо за время, которое вы уделили для этого интервью.

Скажите, как давно вы ведете блог? Сколько у вас читателей?

Блог я веду с 2006 года. Количество читателей в последний год было примерно около 6-ти тысяч в месяц с пиковой аудиторией более 11-ти тысяч в один из месяцев. По блогерским меркам это совсем немного, но я никогда не гнался за популярностью.


Почему вы решили вести блог? Какова его цель?

В 2006 году я вместе со своей семьей находился на учебе, вдали от своей церкви, родственников и друзей. И родственники, и церковная семья интересовались, как у нас идут дела, и мы каждому рассказывали по-отдельности. Некоторым по электронной почте высылали фотографии. Тогда кто-то посоветовал: а почему бы вам не завести блог, где вы будете рассказывать о своей жизни всем одновременно? Я подумал: и правда, почему бы и нет? С этого начался мой блог alex-pro-1.livejournal.com. Однако затем, с ростом читательской аудитории, цели блога начали меняться. Я стал писать не только о нашем быте в чужом городе и не только о своей учебе, но и о духовных предметах. С течением времени бытовые темы (читателям ЖЖ знаком термин "лытдыбр") отошли на второй план, а на передний выступили темы духовно-назидательные.

В 2013 году я поступил на учебу в докторантуру и это добавило дел к моей обычной занятости. Продолжать вести блог в одиночку я уже не мог. Поэтому я пригласил в команду нескольких хороших братьев, которые тоже занимаются в своих церквях пастырским наставлением. Теперь alex-pro-1.livejournal.com – это коллективный блог, в котором каждый из соавторов отвечает за один из дней недели.


Откуда название вашего блога?

Многие об этом спрашивают 🙂 Название "Lo’ ’Ehsar" представляет собой транслитерацию еврейской фразы, встречающейся в Псалме 22:1 и означающей "я не буду иметь нужды". Важно заметить, что слово ehsar указывает не на субъективное ощущение какой-либо потребности (я нуждаюсь = мне хочется), а на объективный факт недостатка в чем-либо. А это разные вещи. Вы можете ощущать нужду во многом – вам может казаться, что вам нужно и солнца побольше, и туч поменьше, и попутного ветра постабильней. Однако нужно помнить, что, вопреки обманчивым чувствам, дети Божьи ни в чем не имеют объективного недостатка. В каждый данный момент времени Бог дал вам все, что необходимо для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3).

Эти слова были и остаются для меня своеобразным кредо. Я верю, что если Господь является нашим Пастырем, то у нас никогда не будет недостатка ни в чем, что нам действительно – с Божьей точки зрения – необходимо. Бог знает, каковы наши истинные нужды, и заботится о них: питает нас на злачных пажитях, поит спокойной водой, подкрепляет душу, направляет на праведные пути, хранит в безопасности и утешает Своим присутствием (Пс. 22:2-4).

Далеко не каждый человек может применить к себе обетование lo’ ’ehsar. Вы не можете сказать, что ни в чем не имеете нужды, пока Сам Бог не станет вашим Пастырем.


Почему вместо того, чтобы оставить блогерство за неимением времени, вы решили его продолжить? В чем вы увидели ценность этого явления?

Когда по окончании учебы в семинарии передо мной встал вопрос, продолжать вести блог или не стоит, один мудрый человек, которого я очень уважаю, сказал мне: "Алексей, читатели твоего блога – это как небольшая церковь. Ты имеешь возможность делиться с ними Божьей истиной". На тот момент аудитория блога составляла около трехсот человек в месяц, и этот мудрый брат напомнил мне: "Некоторые пасторы маленьких церквей были бы рады проповедовать тремстам душам раз в неделю по воскресеньям". Эти слова запали мне в сердце, и я начал видеть в блоге больше, чем просто дневник с фотографиями и отвлеченными заметками.

Я воспринимаю блог как часть общественной жизни, часть нашего взаимодействия с социумом. А блог христианина – это, вдобавок ко всему, еще и часть его публичного служения. Служение я имею в виду не обязательно в формальном смысле. Скорее, в таком же, в каком вся наша жизнь должна быть служением Господу.

В рамках блога христианин может взаимодействовать с разными людьми. Блог – это площадка, открытая для просмотра и комментирования верующими; в этом смысле блог сродни церковному общению. Его также могут просматривать и комментировать неверующие – в этом смысле блог сродни беседам с людьми за стенами церкви.


Каков авторитет пасторского блога? Чем он отличается от авторитета кафедры?

Повседневная жизнь христианина неотделима от жизни церковной, от христианства вообще, от постоянного живого общения со Христом. Мы должны всегда жить "во Христе" и поступать "по Духу". И по воскресеньям в церкви, и в будние дни в мире. В том числе и в Интернете. В связи с этим христианин в своем блоге не может вести себя так, как он не стал бы вести себя в церкви, в семье, на евангелизации… Человек не может быть в жизни одним, а в блоге другим.

В то же время, блог отличается от кафедры тем, что это менее официальный формат. Пастор, говорящий с кафедры, должен говорить с авторитетом Писания. Однако пастор, говорящий на кухне, может снять с себя мантию пророка и говорить просто от себя, как обычный христианин в повседневной жизни. Так и в блоге. Формат блога, будучи менее официальным, допускает, как я понимаю, более широкий круг тем. Здесь можно обсуждать то, что не совсем подойдет для общецерковного собрания. И он допускает чуть большую степень персональной открытости. В моем представлении, христианский блог можно сравнить с домашней группой или с христианской беседой на кухне. Но вести себя нужно все-таки по-христиански. Скворчащая сковородка или свистящий чайник не освобождают от необходимости пребывать во Христе и соблюдать Божьи заповеди.


В своем блоге вы иногда касаетесь противоречивых идей. Как вы относитесь к жарким дискуссиям в виртуальном пространстве?

Дискуссия дискуссии рознь. Если разговор проходит в ключе обсуждения объективных вопросов, а не уничижения умственных способностей собеседника, то это допустимая дискуссия. Если же разговор соскальзывает на личности, то спор превращается в пламя, в котором истина не рождается, а сгорает. К сожалению, некоторые люди не видят этой разницы и, как только разговор заходит о близких им мнениях или об идеях и суждениях знакомых им людей, они сразу же идут в атаку, вооружившись оскорблениями и сарказмом.

Сарказм подобен ножу. Мы понимаем, что нож может быть полезным инструментом, а может – орудием преступления. Так и сарказм. Подобно тому как нож можно применять к вещам, но нельзя – к людям, сарказм тоже можно применять к безличным ситуациям, но нельзя обращать против конкретных личностей. Можно саркастически описывать какой-нибудь гипотетический персонаж, но ни в коем случае нельзя саркастически отзываться о собеседнике.

Опасности сарказма многочисленны. Во-первых, подумайте о том, что у человека, против которого вы обращаете свой сарказм, могут быть дети. А что, если они прочитают все те оскорбительные эпитеты, которыми наградили их папу другие христиане? Во-вторых, подумайте о том, что у этого человека может быть паства – люди, которые должны в нем видеть некий духовный авторитет, следовать за ним, принимать истину, которую от него слышат. Как они должны будут относиться к своему пастору, когда над ним публично насмеялись? В-третьих, сарказм вряд ли совместим со смирением, особенно если он применяется к живому человеку, к реальному собеседнику. Это всегда выглядит гордо. А Бог гордым противится.


Вам нередко хамят. Сложно ли не отвечать той же монетой?

Честно говоря, в некоторых ситуациях бывало сложно. И я не могу гарантировать, что сам всегда был образцом кротости и интеллигентности или что всегда правильно реагировал на хамство со стороны других людей. Поэтому на ваш вопрос я отвечаю не с позиций эксперта, а с позиций пилигрима, путешествующего по тому же пути и испытывающего те же искушения, что и другие пилигримы.

На мой взгляд, чтобы "не отвечать глупому по глупости его" и тем самым "не сделаться подобным ему" (Прит. 26:4), нужно придерживаться как минимум следующих принципов:

1) Ежедневно пребывать в Писании и молитве. Когда наш разум контролируется Словом Божьим, мы становимся "водимыми Духом Святым". А если мы поступаем по воле Духа Святого, то мы не будем "исполнять вожделений плоти" (Гал. 5:16), к которым как раз-таки и относятся ссоры, гнев, распри и т. п. (Гал. 5:20).

2) Помнить, что нападки и оскорбления со стороны других людей допускает нам Господь. Грех других людей против нас – это Божье испытание и, в то же время, Божья школа смирения в нашей жизни. Если мы видим за оскорбительными словами только лишь умысел человека, мы будем на него обижаться и желать справедливости… а вернее, по сути, мести. Если же мы видим за этой ситуацией руку Божью, то мы склонимся перед Богом в смирении, стараясь успешно пройти посылаемые Им уроки.

3) Слыша или читая слова собеседника, вспоминать о Христе, который "оставил нам пример, чтобы мы шли по следам Его" (1 Пет. 2:21). Этот пример заключается в том, что, "будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет. 2:23).

4) Не торопиться с ответом. Не случайно Писание призывает нас быть "медленными на слова" (Иак. 1:19). Быстрый ответ часто бывает необдуманным и гневливым. А "гнев человека не творит правды Божьей" (Иак. 1:20). Быстрый ответ обычно бывает более резким, чем этого требует ситуация. Когда-то один мудрый брат поделился со мной таким советом: если получишь неприятное письмо – не отвечай на него сразу. Положи его в ящик стола… Или закрой почтовую программу и иди займись чем-нибудь другим. Вернись к этому письму на следующий день и тогда подумай, как на него нужно ответить. То же самое хорошо работает и с комментариями в социальных сетях, и с дискуссией в блогах. Не отвечай на неприятное сообщение сразу. Ответь на следующий день – дискуссия от этого не пострадает, а только выиграет. Ты сам заметишь, что твоя реакция будет гораздо более взвешенной, а твой ответ – смиренным и конструктивным. Как правило, такие ответы не только стыдят хамов, но и располагают к нам сторонних читателей, не участвующих в дискуссии напрямую, а только читающих написанное.


Как оставаться вежливым и кротким, и в то же время проявлять твердость в своей позиции?

Поскольку не все люди изначально придерживаются библейских принципов поведения в киберпространстве, дискуссия обязательно должна быть модерируемой. То есть, хозяин блога или специально назначенные модераторы сайта должны обеспечивать соблюдение правил вежливого общения, в том числе дисциплинарными методами. Это понимают даже светские Интернет-ресурсы, заботящиеся о своей репутации, но этого почему-то не понимают многие христианские блогеры и администраторы христианских форумов. В прошлом мне приходилось с разочарованием покидать иные христианские ресурсы из-за процветающего там стиля общения.

Если власть не будет следить за соблюдением законов, то вакуум власти заполнят преступники и гопники. Так и в Интернете: если блог не модерируется, то тон общения и атмосферу будут задавать те, кто сумеет подмять остальных наибольшим хамством и наглостью. При этом наиболее интеллигентные люди будут уходить первыми.

Мудрая книга учит: "Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань" (Прит. 22:10). Поэтому в нашем блоге действует правило: если кто-то переходит на личности, начинает оскорблять собеседников и т. п., то мы удаляем оскорбительный комментарий, а самого человека на первый раз предупреждаем. При отказе с его стороны извиниться за свою грубость он отправляется в бан. И при этом мы не смотрим на личности – Божьи заповеди одинаковы для всех. Поэтому в нашем блоге оказались забанены даже некоторые популярные христианские блогеры, посчитавшие, что они парят выше общих правил общения. Не будем называть имена… Каждый раз слова Соломона исполнялись: удаление кощунника моментально приводило к прекращению ссоры и брани. Простые и понятные принципы модерации блога помогают оставаться спокойным и вежливым.

Я никогда не пытался увеличить популярность своего блога за счет игры на людских страстях. Поэтому я не старался "быть в тренде" и поднимать щекотливые темы, которые можно назвать "обреченными на успех". Если я и писал о каких-то острых вопросах, то лишь потому, что видел их важными для духовного состояния моих друзей и других читателей. Я также не пытался привлечь аудиторию кровавыми гладиаторскими боями "холиваров", развязываемых в комментариях. Поэтому я никогда не "прикармливал" в нашем "Живом журнале" троллей, которые нарываются на словесную драку. Да, все это могло бы привлечь большую аудиторию, но мне всегда казалось, что это ниже призвания христианина.


Как вы считаете, почему все-таки так много христиан проигрывают борьбу за смирение? Почему так сложно воздержаться от резких высказываний в сторону "противника", по сути, брата или сестры во Христе? Наверняка в контексте церкви люди не позволяют себе подобных выпадов.

Одна из причин заключается в том, что, сидя за экраном компьютера и барабаня пальцами по клавиатуре, мы не видим перед собой живого человека. Не видим его мимики, не слышим интонации голоса, не представляем живущих рядом людей, для которых этот человек дороже всего на свете. Мы видим перед собой не живую личность, которая сотворена Богом по Его образу и подобию и за которую пролил Свою Кровь Христос, а лишь символы на экране монитора. Обезличенное и обездушенное общение создает иллюзию, что можно не церемониться.

Другая причина была обозначена выше: мы не исполняемся Духом Святым, не пребываем в Писании, не настроены на молитвенный лад, не привыкли смиряться в других сферах жизни. И это, пожалуй, главное.


Как сохранять спокойствие не только внешне, но и внутренне? Как вы учитесь кротости?

Методом ошибок и покаяния. Когда реагирую греховно и понимаю это, прошу у Господа и у людей прощения. Вообще же, кротость – это плод Святого Духа (Гал. 5:23), поэтому возрастать в кротости можно лишь исполняясь Духом Святым.


Популярный блогер, в какой-то мере, неизбежно становится публичной персоной. Насколько вы ограждаете свою частную жизнь от посторонних глаз? Где эта граница и чем она продиктована?

С одной стороны, я не стараюсь скрывать свою личную жизнь. На мой взгляд, христианин должен жить так, чтобы ему нечего было прятать. Тем более пастор. Его жизнь всегда подлежит проверке со стороны паствы – чтобы они могли видеть, что он по-прежнему соответствует характеристикам 1-го Тимофею 3-й главы. Если пастор не приглашает членов церкви к себе домой, если он не принимает гостей и если его домашняя жизнь всегда остается скрыта от посторонних глаз за бетонной стеной, то это наводит на определенные подозрения. Так быть не должно.

С другой стороны, Интернет – это не главная площадка, где должна происходить встреча пастора с членами церкви. Ведь реальная жизнь нередко отличается от картинки, которую можно создать, выбирая отдельные фотографии.

Перегружать блог личными подробностями – значит выставлять свою жизнь напоказ, как бы навязывая себя читателям. Скромность должна удерживать нас от этого. Однако границу между открытостью и скромностью, наверное, каждый проводит по-своему.


Существует много интересных англоязычных христианских блогов, в то время как русскоязычных блогеров, пишущих на христианскую тематику, ничтожно мало. На ваш взгляд, почему?

Мне кажется, что это связано прежде всего с недостатком христианского образования и вообще со сравнительно низкой культурой христианского дискурса в русскоязычных странах. Если в той же Америке, к примеру, десятки тысяч пасторов имеют высшее образование и на протяжении многих лет в семинариях учатся грамотно, логично и интересно выражать свои мысли на бумаге, то обилие христианских блогов не должно вызывать удивления. И если в России на всего-то лишь одну тысячу баптистских церквей приходится шестьсот пасторов, из которых половина не имеют высшего образования вообще, а с хорошим семинарским образованием – всего несколько десятков человек (я не располагаю точной статистикой, поэтому это лишь предположительные цифры), то и удивляться малому количеству христианских блогеров тоже не следует.

Отсутствие глубокого библейского образования не умаляет духовного подвига этих преданных Господу служителей. Многие из них в советское время и не имели возможности учиться. Отсутствие образования во многих случаях не мешает им быть верными тружениками и хорошими пастырями. Однако это объясняет, почему у нас так мало своих, русскоязычных авторов, исследователей, блогеров. Чтобы писать заметки или статьи, от которых могли бы получать пользу другие люди, нужно учиться.


Алексей, спасибо за интервью. С радостью ждем ваших новых публикаций.

Блог Алексея Прокопенко находится по адресу: alex-pro-1.livejournal.com